В 2019 году я провел три месяца в Буэнос-Айресе, проводя полевые исследования для своей докторской диссертации, причем большую часть этого времени я работал в Университете Торкуато ди Телла в качестве приглашенного исследователя. Помимо моей собственной исследовательской деятельности, там также велись постоянные дискуссии с коллегами об одном из бывших магистрантов университета: Хавьере Милее.
Выступая в поддержку одной из самых смелых доктрин, праволибертарианской экономики, Милей становился все более заметной телевизионной фигурой, часто появляясь на аргентинском телевидении и вызывая бурные дискуссии.
Это был год выборов, на которых победил перонист Альберто Фернандес. И хотя Милей тогда не выставлял себя и свою экономическую доктрину на голосование, его взгляды уже были представлены в боевой манере — как радикальная альтернатива государственной политике перераспределения, которая была отличительной чертой левых перонистских правительств в Аргентине с 1940-х годов.
ДОГМА МИНИМАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Известное также как анархо-капитализм, праволибертарианство является одновременно политической философией и экономической теорией. В его основе лежит концепция минимального государства, которое не вмешивается в свободные рыночные процессы и выступает в качестве вспомогательного по отношению к частному сектору даже в вопросах собственности на землю, природные ресурсы и инфраструктуру.
Сторонники этой доктрины утверждают, что если общество получит свободу и автономию от централизованного государства, то оно само организуется путем интеграции в свободный рынок, а частные агентства возьмут на себя роль государственного аппарата в сфере безопасности.
Несмотря на то, что Милей культивировал эти взгляды на протяжении десятилетий, они получили распространение в аргентинской политике только к моменту его первого избрания в Конгресс в 2021 году.
Антиистеблишментская и антигосударственная риторика Милея — он утверждал, что программа жесткой экономии является единственным способом преодоления экономического кризиса, что иллюстрируется его частыми появлениями с бензопилой для уничтожения государства, — была воспринята электоратом, уставшим от политического статус-кво. Движимые сильным желанием перемен, аргентинцы подавляющим большинством голосов избрали его президентом в ноябре 2023 года.
На момент избрания Милея уровень бедности населения достиг 40 %, а Центральный банк не имел валютных резервов для выплаты 913 миллионов долларов по кредитному соглашению с МВФ на 44 миллиарда долларов.
Более того, политика администрации Фернандеса по печатанию денег для поддержки социальных субсидий привела к тому, что годовой уровень инфляции достиг 210 %, а только за декабрь 2023 года ежемесячные показатели выросли на 25,5 %.
Экономические проблемы страны усугублялись трехлетней засухой, которая негативно сказалась на основных видах сельскохозяйственного экспорта Аргентины, являющегося значительным источником доходов.
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ
Часть шоковой терапии Милея, направленной на преодоление кризиса, заключалась в девальвации песо с 400 до 800 песо за один доллар США, чтобы попытаться сократить разрыв между официальным курсом и курсом черного рынка в Аргентине — «голубой доллар».
Широкая атака Милея на государственные расходы в основном означает увеличение расходов на величину, меньшую, чем инфляция, и, таким образом, сокращение расходов в реальном выражении. Этот подход оказался наиболее разрушительным для пенсий, которые сократились на 40% в реальном выражении по сравнению с прошлым годом. Заработная плата также пострадала от сокращения в реальном выражении, потеряв 21,3% в государственном секторе, а минимальная зарплата обесценилась на 28,8% в период с ноября 2023 года по май 2024 года.
Ввергнув Аргентину в глубокую рецессию, эти меры жесткой экономии позволили снизить уровень инфляции, которая в июне 2024 года упала до 4,6%. Они также позволили правительству добиться положительного сальдо бюджета: с апреля 2024 года налоговые поступления превышают расходы. Все это высоко оценивается финансовыми рынками и МВФ.
В то же время такая политика принесла значительные трудности в жизнь аргентинцев. Девальвация песо и отмена субсидий на энергоносители и транспорт привели к росту стоимости жизни на 80 %. По данным Католического университета Аргентины, к февралю уровень бедности в стране достиг 57 %, а в мае бездомность только в Буэнос-Айресе выросла на 14 % по сравнению с прошлым годом.
Даже потребление всемирно известной аргентинской говядины многим гражданам не по карману. По последним данным, потребление говядины в 2024 году будет самым низким с момента начала учета в 1914 году, а в первом квартале оно снизится на 18,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Таким образом, в то время как туристы и более состоятельные аргентинцы могут чувствовать себя не очень обеспокоенными кризисом, именно растущая длина очередей у 38 000 аргентинских бесплатных столовых может определить наследие Милея.
КРАШ-ТЕСТ РЕАЛЬНОСТИ
Взоры всего либертарианского мира устремлены на Аргентину, которую называют «либертарианской лабораторией». И хотя еще слишком рано говорить о том, будут ли среднесрочные и долгосрочные экономические последствия оправдывать эту доктрину, уже стало ясно, что наиболее радикальная политика Милея потерпела крах при столкновении с политическими реалиями.
Милей представил большой пакет законопроектов о реформах, направленных на уничтожение государства и наделение себя чрезвычайными полномочиями для проведения серьезной политики фискальных корректировок. Ley de Bases содержал более 600 статей, когда был впервые представлен в Палату депутатов, но был отозван правительством в феврале 2024 года, когда члены нижней палаты Конгресса внесли в него значительные поправки.
В июне 2024 года был принят значительно сокращенный пакет из 238 статей, направленных на дерегулирование и либерализацию экономики, за который проголосовала правоцентристская коалиция, но без приватизации крупных государственных предприятий, ранее намеченной Милеем: Radio y Televisión Argentina (RTA), Aerolíneas Argentinas и почтового ведомства Аргентины. Также была отменена крупная пенсионная реформа, которая должна была снять с государства часть обязательств по пенсионному обеспечению миллионов работников неофициального сектора.
Пакет, который в итоге был принят, был значительно смягчен и не включал в себя более радикальные политические меры с уровнем фискальной корректировки, за которые выступал анархо-капиталист во время предвыборной кампании, что свидетельствует о раннем провале стратегии Милея.
Более того, растущий конфликт по поводу одной из мер — отмены субсидий на проезд в автобусах в Буэнос-Айресе — настраивает Милея против некоторых из тех же самых правоцентристских политиков, которые отдали свои голоса для принятия его закона, разжигая политическую оппозицию, которая может поставить под угрозу его способность принимать законы и управлять страной.
Социальное сопротивление также может стать проблемой. Неудивительно, что программа жесткой экономии привела к массовым волнениям и всеобщим забастовкам в знак протеста против жестких сокращений. И хотя Аргентине не чужды массовые волнения, они беспрецедентны, поскольку происходят так рано в начале президентского срока.
Поскольку Милей остается непреклонным, уже появились первые признаки того, что то, что он урезает — особенно бесплатное государственное высшее образование, — подорвет устойчивость его либертарианской программы, поскольку часть его собственных избирателей уже присоединилась к движению протеста. Вмешательство Конгресса пока что привело к проверке реальности либертарианства. Политика, принятая Конгрессом, менее радикально праволибертарианская и более близка к неолиберальной политике laissez-faire — дерегулированию, приватизации и рыночной экономике, которая в последний раз наблюдалась в Аргентине на этом уровне при Карлосе Менеме в 1990-х годах.
Однако этот неолиберальный опыт привел Аргентину на край пропасти в 2001 году, и снова чуть более двух десятилетий спустя. Аргентинцы не забыли финансовый кризис и социальные волнения; не стоит забывать об этом и Милею.
Автор: Мэтт Барлоу
___________________________________________________________________________________________
Фото: rodrigo abd/ap photo
WEJ MEDIAKIT- RU
Будьте на шаг впереди с World Economic Journal — в любое время и в любом месте
Получите полный доступ к экспертной аналитике, глобальным обзорам и эксклюзивным материалам из каждого выпуска World Economic Journal.
Скачайте журнал на удобной для вас платформе:
Оформите подписку уже сейчас и не пропустите ни одного выпуска.
Знание. Аналитика. Влияние.
Представлен в крупнейших цифровых библиотеках по всему миру
World Economic Journal доступен не только на ведущих цифровых платформах — он включён в фонды тысяч публичных, академических и институциональных библиотек по всему миру.
Вы можете найти журнал в таких библиотеках, как:
-
Публичные библиотеки в Лондоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Филадельфии, Лос-Анджелесе, Иллинойсе, Хьюстоне, Берлине, Швейцарии, Мальте, Токио, Йоханнесбурге и других городах мира
-
Университеты — Саутгемптон, Лидс, DuPage и другие
-
Библиотечные сети ZINIO, включая Канаду, США и Европу
-
Британский Совет, а также крупные государственные и исследовательские учреждения
Мы гордимся тем, что являемся частью глобальной экосистемы знаний — от правительственных исследовательских центров до цифровых библиотек в более чем 70 странах мира.
Если ваша организация или университет имеет доступ к цифровой библиотеке, World Economic Journal, скорее всего, уже там.
